Освобождение гарнизона Баязетской цитадели

Как освобождали гарнизон Баязетской цитадели

28/06/2024 08:00 Как освобождали гарнизон Баязетской цитадели

© Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Баязетское сидение, под таким названием вошел в историю один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Он запечатлен на картинах живописца Льва Лагорио. Полотно «Освобождение гарнизона Баязетской цитадели 28 июня 1877 года» вошло в серию, заказанную Кабинетом Его Величества для военной галереи.

 

Город Баязет ныне известен как Догубаязит. Он находится в 25 км к юго-западу от Арарата и в 35 км от границы с Ираном. До XIV века носил армянское название Даройнк. В черте нынешнего города до сих пор видны фрагменты основания древней крепости времён царства Урарту. Как Баязет поселение стало известно в эпоху османского владычества. По одной из версий, название дано в честь султана Баязида I, который во время войны с Тамерланом приказал построить на месте бывшей армянской деревни крепость.

 

Во время русско-турецкой войны крепости Баязет был осажден русский гарнизон. В цитадели оказались заперты чуть более 1600 человек. Осада турками началась 6 (18) июня 1877 года и длилась 23 дня.  Защитники испытывали острую нужду в продовольствии и воде, но не сдавались.

 

Только 28 (10) июня на помощь пришел Эриванский отряд генерала Тергукасова и отбросил турецкие войска. Оборона крепости Баязет русским гарнизоном от многочисленных турецких войск имела важное как стратегическое, так и моральное значение.

 

Престижный заказ на создание серии картин на тему Русско-турецкой войны Лев Лагорио получил уже после окончания боевых действий. Мастер был опытным баталистом, хорошо знал особенности военного быта и ведения боевых действий. Для выполнения работы художник совершил две поездки по местам событий.

 

До наших дней дошли докладные записки и письма Лагорио тех лет. Они характеризуют его не только как старательного исполнителя ответственного заказа, но и как художника, верного исторической правде.

 

«Для написания означенных картин при требовании безусловно верной передачи местности, требовании, существенно важном для картин, имеющих историческое значение, этюды для них должны быть исполнены непременно на самом месте сражений…», - сообщает Лагорио в одной из докладных записок.

 

То, что довелось увидеть и услышать художнику, проезжая по местам недавних сражений, не могло не повлиять на его отношение ко всему происходившему. В памяти Лагорио навсегда запечатлелись услышанные на Кавказе рассказы о беспримерном мужестве русских солдат-защитников Баязета, сумевших задержать под стенами цитадели 30-тысячное войско.

 

Собрав богатый материал и сделав множество зарисовок, Лев Лагорио создал серию полотен: «Аравартанское дело 6 июня 1877 года», Двадцатитрехдневное сидение в Баязете. Отбитие штурма 10 июня 1877 года» и «Освобождение гарнизона Баязетской цитадели 28 июня 1877 года».

 

О судьбе живописца читайте в биографическом очерке «Лев Лагорио - маэстро русской живописи».