Илья Кошкин: Оценка художественной ценности целью исследования не является

Илья Кошкин: Оценка художественной ценности архитектурного модернизма в Туле целью исследования не является

07/10/2024 19:14 Илья Кошкин: Оценка художественной ценности архитектурного модернизма в Туле целью исследования не является

© Илья Кошкин / Бренды России

От авторов краеведческого бестселлера «Тула – деревянная летопись» и Блогера года – 2023 по версии «Тульских новостей»:

Уходящая эпоха. Монументальное искусство периода советского архитектурного модернизма в Туле.

 

Автор новой краеведческой книги - исследователь тульской истории Илья Кошкин. Редактор - Наталия Кириленко. 

 

Монументальное искусство периода советского модернизма – неотъемлемая страница жизни наших современников. Однако далеко не всегда его произведения замечались и оценивались по достоинству как в момент создания, так и в последующее время. Сейчас многое утрачено, имена художников забыты. А ведь именно они, начиная с 1960 года, формировали городскую эстетику и влияли на мировосприятие туляков.

 

«В тульской краеведческой литературе эта книга — первый шаг в изучении монументального искусства Тулы второй половины XX века. В издании собрана информация о более чем 55 мозаиках, 60 витражах, 25 сграффито и 35 барельефах Тулы. Книга включает в себя более 200 фотографий объектов; приведено подробное описание каждой фотографии», - говорится в аннотации.

 

При этом, автор отмечает, что оценка художественной ценности целью его исследования не является, но ничего нельзя уничтожать без фотофиксации. В настоящее время интерес к искусству советского модернизма возрастает, и творения второй половины ХХ столетия начали получать статусы объектов культурного наследия.  

 

 

Презентацию «Уходящей эпохи» Илья Кошкин провел в Тульской областной библиотеке. Книга - первое издание в серии «Библиотека Общества любителей провинциальной истории», которую учредил в 2024 году Региональный библиотечно-информационный комплекс в поддержку популярных краеведческих изданий.

 

 

В содержании труда пять основных разделов. Первый посвящен времени перехода от сталинского ампира к советскому модернизму. Это период борьбы с «архитектурными излишествами» и начало акцентирования на типовых проектах.

 

Что бы хоть как-то разнообразить унылые коробки, по всей стране начались эксперименты по созданию цветных рисунков на бетоне, и в итоге архитекторы остановились на украшении зданий недорогой мозаичной плиткой. А потом подключились художники, которые создавали композиции на «правильные» темы: народное хозяйство, борьба за мир, освоение космоса, наука и техника, спорт. Многие туляки помнят о мозаике на стадионе «Арсенал», появившейся летом 1986 года.

 

«Молодые мама и папа, стройные, красивые, взявшись за руки с детьми, как бы спускаются к беговым дорожкам, чтобы принять участие в соревнованиях», - писали в газете «Коммунар».

 

 

Мозаичными панно украшали фасады жилых домов, бассейны, внутренние интерьеры в домах отдыха и кинотеатрах, остановки общественного транспорта, фонтаны… С распадом Советского Союза заказы на такой декор практически прекратились.

 

Также в издании приведены образцы сграффито, монументальной живописи, рельефов и декоративного металла, используемые в тульской архитекторе советского модернизма.

 

 

История витража насчитывает несколько тысячелетий. Мода на него пережила несколько значительных взлетов. Однако туляки о местных витражах знают очень мало. Оно и понятно, стекло – материал хрупкий. Значительная часть витражных работ попросту разбилась, и сейчас их можно увидеть только на фотографиях.

 

Интересный факт

Когда Илья Кошкин работал над книгой, тульская редакция «Брендов России» опубликовала материал о производстве гармоней. В нем автор книги заметил интересную композицию на стекле и обратился за подробностями. В итоге снимок, сделанный в здании на 5-й Криволученской улице, вошел в коллекцию печатного издания. 

 

 

«Подготовка материала и издание книги стало возможным благодаря небезразличным к нашей истории и культуре тулякам», - подчеркивает Илья Кошкин и завершает свой труд именными благодарностями всем причастным.

 

Книга «Уходящая эпоха. Монументальное искусство периода советского архитектурного модернизма в Туле» издана тиражом всего 500 экземпляров и очень скоро станет библиографической редкостью. Поэтому редакция «Брендов России» планирует организовать для туляков конкурс. Его победитель получит новое краеведческое издание в подарок.