Новость в Туле появилась:
Добавляют ветки в силос.
Бык отведал тульский силос –
Все в глазах перекосилось.
Это четверостишие на злобу дня спел в одном из концертов, транслировавшихся по Всесоюзному радио, популярный дуэт куплетистов-конферансье Павла Рудакова и Вениамина Нечаева. Они в составе концертной бригады лучших артистов Советского Союза обычно сопровождали первого секретаря ЦК КПСС – председателя Совета Министров СССР Хрущева в поездках. Никита Сергеевич часто выезжал на различные совещания, встречи с народом, где выступал с докладами и в заключительном слове подводил черту под обсуждением. Венчалось все это концертом, в котором куплетистам отводилась особая роль – остроумно озвучить прозвучавшие с трибуны мысли и замечания первого лица партии и государства.
Интересно, какие чувства испытывал Павел Васильевич в данном случае, осмеивая на всю страну новацию земляков?
Народный артист Российской Федерации Павел Васильевич Рудаков родился 6 июля 1915 года в Туле. Трудовой путь начинал рабочим Тульского оружейного завода, участвовал в художественной самодеятельности. С любительской сцены перешел на цирковую арену, под псевдонимом Руд работал коверным, затем стал конферансье в Крымской филармонии. В 1941 году ушел на фронт, командовал батареей. После Победы его часть перебросили на Дальний Восток. Продолжая служить, Павел Васильевич по старой памяти выступал в армейской самодеятельности. Как-то на концерте он познакомился с Вениамином Нечаевым, в довоенные времена игравшим в оркестре Новосибирского радиокомитета. Офицеры подружились и начали работать вместе.
После демобилизации дуэт три года работал в Дальневосточной филармонии, где они играли сценки и исполняли сатирические куплеты, которые и стали их основным жанром.
«С Пал Василичем вдвоем мы куплеты вам споем», – начинал Нечаев, аккомпанируя себе на гитаре, а следом Рудаков под маленькую гармошку-концертино выдавал две итоговые, ударные строчки четверостишия.
В конце 1940-х годов артисты перебрались на работу в Ленинград. Город на Неве встретил их неласковыми рецензиями. Особенно критику раздражала песня «Мишка».
«Способные конферансье П. Рудаков и В. Нечаев, творя абсолютно бесконтрольно, дошли до пошлой песенки «Мишка» и куплетов весьма дурного вкуса», – писал журнал «Нева». Возможно, если бы пресса не привлекла широкое внимание к незаурядному дуэту, выбивавшемуся из официального русла тогдашней эстрады, он так и не познал бы успеха. Но сработал стереотип советских лет: ругают – значит, это что-то интересное. И публика валом валила на концерты Рудакова и Нечаева, а пресловутый «Мишка» завоевал ее сердце.
Кустарные артели грамзаписи массовыми тиражами штамповали записи песни на бракованной фотопленке и «ребрах» – старых рентгеновских снимках. «Пластинки» шли втридорога из-под полы по всей стране, и не было, пожалуй, в Советском Союзе такого патефона, с которого «Мишка» не прозвучал хоть раз.
Волна «хрущевской оттепели» подняла дуэт на вершину признания и славы. Публику интриговал и привлекал эффект экспромта. Казалось, злободневные частушки рождаются прямо на сцене: только что Никита Сергеевич разгромил кого-то с трибуны, а вот уже и куплет по этому поводу готов. Секрет оперативности, невиданной при советской бюрократии в идеологической сфере, открыли известные драматурги Владимир Константинов и Борис Рацер, в числе других литераторов подрабатывавшие на сочинении куплетов для эстрадного дуэта.
По их словам, за пару часов до речи Хрущева министр культуры СССР Екатерина Фурцева передавала министру культуры РСФСР Алексею Попову копию доклада со своими пометками, «а тот, обведя красным карандашом дозволенные для сатиры мишени, – нам. Написать частушки на заданные темы для авторов-профессионалов было делом техники. Нетрудно было и Рудакову с Нечаевым наклеить листочки с частушками на гитару и концертино и поражать своей оперативностью притомившегося от совещания зрителя.
Самая сложная роль, конечно, была у Попова. Цензором текстов был именно он. С одной стороны, частушка должна была бичевать недостатки, а с другой (не дай Бог!) – не обобщать их».
Куплет про тульский силос хотя и был острым, но «не обобщал», поскольку указывал конкретный адрес – Тулу, а чем кормили скот в других областях, было уже проблемой других совещаний.
В 1962 году знаменитый дуэт распался. По одной из версий, причиной была песня «Мишка». Артисты не прошли испытания славой. Вся любовь слушателей доставалась поющему Рудакову, а Нечаева почти не замечали. Только спустя годы артисты смогли помириться, и их куплеты стали маркером времени в фильме «Москва слезам не верит».
В конце 1980-х Павел Рудаков годов выступал вместе с Геннадием Заволокиным, исполняя куплеты на перестроечную тему.
Видит Бог, что мне не надо
Президентского оклада,
Мне хватило бы, ей-Богу,
Президентского налога!
Незадолго до смерти Рудаков получил почетное звание народного артиста Российской Федерации. Скончался Павел Васильевич 16 января 1993 года в Санкт-Петербурге.
По материалу Валерия Руденко
Тульский дизайнер нарисовала новые зимние открытки
08/12/2024Бахрушинский музей открыл в Тульской области три выставочных проекта
08/12/2024Библиотеки завоевывают цифровое пространство
05/12/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!