Венецианская биеннале и… Тульский край

29/04/2019 23:47 Венецианская биеннале и… Тульский край

Автор: Алексей Щусев. Эскиз русского павильона (вид с лагуны). Музей современного искусства «Гараж»

Венецианская биеннале - международная художественная выставка, организуемая раз в два года. Вот уже более века на ней чествуют художников и современное искусство. 

 

Идея проведения международной выставки возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико в 1893 году.  Сегодня Венецианская биеннале – самое важное и наиболее влиятельное культурное событие в мире. Открывая свои двери всем ценителям красоты, биеннале является кульминацией современного творчества, формирующей культурные бренды стран. Можно было услышать здесь и тульское эхо.

 

29 апреля 1914 года на XI Венецианской биеннале свои двери открыла площадка для представления русского искусства. Русский павильон построили по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева. К слову, архитектор предложил два проекта павильона — в русском и неоклассическом стилях. Великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии художеств, утвердила вариант в русском стиле. На тот момент архитектор был в творческом зените. В одном из его писем читаем: «Посылаю 2 эскиза Вам, но в очень зачаточной форме, а потому Ее Высочеству будет трудно судить, уж очень я занят был для такого срока…»

 

Параллельно с императорским заказом, с 1911 по 1917 год Щусев работал над проектом храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. На тульской земле архитектор создал вдохновенное произведение в неорусской версии стиля модерн. Строительство храма, один из куполов которого выполнен в форме воинского шлема XIV века, было завершено накануне революции 1917 года.

 

На фото - храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

 

Первооткрывателем Русского павильона в Венеции стала групповая выставка 68 художников, среди которых Лев Бакст, Исаак Бродский, Михаил Врубель, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев.

 

Золотую медаль Венецианской биеннале берет кустодиевская работа «Портрет семьи Поленовых». Не лишне напомнить, что появление этой картины в родном отечестве сопровождалось нездоровым шумом. В Академии художеств портрет (совсем непохожий на парадный) сочли скандальным. Но дальнейшая судьба картины оказалась весьма поучительна для академиков. Она была с успехом показана на зарубежных выставках в Париже и Берлине. А после победы в Венеции за «солидную сумму» приобретена австрийским министерством просвещения для музея Бельведер. Ныне полотно «Портрет семьи Поленовых» входит в коллекцию Художественно-исторического музея Вены.

 

История портрета семьи Поленовых

 

Навещая костромских друзей, Кустодиевы познакомились с семьей Бориса Константиновича Поленова — профессора Казанского университета, известного ученого-геолога, родственника художника В.Д. Поленова. По воспоминаниям Кустодиева, от семьи Поленовых веяло чем-то надежным, истинным. Ум и трудолюбие главы семьи были под стать простоте и сердечности его жены.

 

Кустодиев с особой любовью писал портрет Поленовых. Он изобразил всех сидящими на террасе. На фоне могучих елей и яркого неба. В свободной позе, с газетой в руках — профессор, напротив — его жена. Дочь — в ярком платье и шали — непосредственно увлечена котенком. Работа излучает естественность и уверенность, какие могут быть лишь у трудолюбивых и умных людей. Эти качества рода Поленовых ярко проявились и на тульской земле – в семье и наследниках художника Василия Дмитриевича Поленова.

 

Портрет семьи Поленовых — самый большой успех Русского павильона за всю историю Венецианской биеннале.

 

Борис Кустодиев. Портрет семьи Поленовых

 

В 1920 году советской России было не до искусства и Русский павильон в Венеции окрестили «Белым». В нем выставились 20 художников-эмигрантов, среди которых было сразу две уроженки Тульской губернии — Марианна Веревкина и Наталья Гончарова.

 

Автопортреты Марианны Веревкиной и Натальи Гончаровой

 

На долгие годы оба имени были практически вычеркнуты из истории искусства нашей страны. И только последнее время, благодаря архивным исследованиям, восстанавливаются их биографии.

 

Первая персональная выставка Гончаровой в 1910 году продлилась чуть дольше суток — полиция закрыла вернисаж, изъяв несколько работ. Точки над i расставило время. Как показывают современные аукционы, стоимость картин Натальи Сергеевны Гончаровой исчисляется десятками миллионов долларов. Работу Натальи Гончаровой сегодня можно увидеть и в экспозиции Тульского музея изобразительных искусств. Картина поступила в коллекцию еще в 1926 году.

 

Работ Марианны Веревкиной, к сожалению, нет ни в одном из крупных российских музеев, отдельные вещи встречаются лишь в частных собраниях.

 

Советский Союз трижды (в 1956, 1988 и 1960 годах) выставлял на Венецианской биеннале работы творческого коллектива Кукрыниксы. Псевдоним составлен из первых слогов фамилий художников КУприянова и уроженца Тулы КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.

 

Венеция поразила Порфирия Никитича Крылова, и он запечатлел ее в ряде картин, рассказывающих о чарующей красоте города. Их можно увидеть в тульском музее П.Н. Кылова.

 

П.Н. Крылов «Венеция. Большой канал»