Как Сергей Рахманинов вдохновлялся Задонскими колоколами

30/03/2023 11:44 Как Сергей Рахманинов вдохновлялся Задонскими колоколами

© На фото: Задонский монастырь. Литография XIX века

На границе Липецкой и Тамбовской областей есть село Старая Казинка. Оно знаменито тем, что является фамильной вотчиной дворянского рода Рахманиновых. Первым, еще в 1727 году, эти места стал обживать Иевлий Кузьмич, являвшийся царским стольником.

 

Именно здесь прадед композитора Иван Герасимович Рахманинов решил учредить первую во всей стране сельскую типографию. Он был «человек умный и трудолюбивый, но большой вольтерианец», - отмечал Гавриил Державин. Да, в Старой Казинке печатались переводы французского философа-просветителя, вольнодумца Вольтера. Поэтому по сей день село признается одним из очагов отечественной культуры восемнадцатого столетия.

 

В 1972 году были опубликованы записки краеведа, культуролога, профессора Николая Кожина, который был дружен с самым известным представителем рода Рахманиновых.

 

«В годы 1904 – 1917 зимой мы жили и учились в Петербурге, а лето часто проводили в селе Знаменка Липецкого уезда. Родовым имением Рахманиновых было село Казинка, но около усадьбы Знаменка у Рахманиновых был хутор того же наименования. В эту усадьбу часто приезжал Сергей Васильевич, иногда вместе с Шаляпиным», – воспоминал Николай Кожин.

 

Особенно ему запомнилась поездка с Сергеем Рахманиновым в Задонский монастырь. Композитору там понравилось все: и уклад жизни, и пение монахов, и звон колоколов. 

 

По словам краеведа, Сергей Васильевич еще до начала благовеста к поздней обедне вышел на монастырский двор и внимательно присматривался, а особенно прислушивался, стоял он недалеко от входа в собор и смотрел на колокольню, слушал ежеминутный звон маленького часового колокола или, вернее, колокольчика и смотрел на движение стрелки монастырских часов. Когда в девять часов начали звонить куранты, то Сергей Васильевич встрепенулся и даже как будто улыбнулся, когда начался благовест в большой колокол, а затем тризвон – «малиновый» звон. Радостная мелодия многочисленных колоколов захватила его. Эти мотивы синтезировались, с теми, что он слышал потом в Новгороде и, что, в конце концов, в 1913 году привело к созданию симфонической поэмы «Колокола».

 

О, как звонко, звонко, звонко,

Точно звучный смех ребенка,

В ясном воздухе ночном

Говорят они о том,

Что за днями заблужденья

Наступает возрожденье,

Что волшебно наслажденье -

наслажденье нежным сном.

 

Поэма «Колокола» - музыкальное произведение Сергея Рахманинова, написанное на слова одноимённого стихотворения Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, оно оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. В нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти. Апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

 

С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит,

Кто-то черный там стоит,

И хохочет, и гремит,

И гудит, гудит, гудит,

К колокольне припадает,

Гулкий колокол качает,

Гулкий колокол рыдает,

Стонет в воздухе немом

И протяжно возвещает о покое гробовом.