24 февраля – забытый Велесов день

24 февраля – Велесов день

24/02/2024 05:00 24 февраля – Велесов день

© Дар Ветер

Фигуру Велеса в лучистом кокошнике можно увидеть в композиции памятника «Тысячелетие России». Славянский бог по сей день остается загадкой и поводом для споров.

 

Согласно теории основного мифа, славянский Велес - змеевидный бог, живущий на земле, антагонист обитающего на небе громовержца Перуна. Но если обратиться к многочисленным легендам, то образ предстанет более разносторонним.

 

В одной из легенд говорится о женитьбе Велеса на дочери Вия Буре-Яге. Насколько ладно жили молодые не сообщается. Однако союз сделал Велеса, повелителем не только живых, но и мертвых, а также проводником душ в загробное царство. В итоге в его ведении оказался весь смертный, материальный мир, от звезд до глубоких пещер и недр земных.

 

Другие предания представляют Велеса настолько красноречивым и обаятельным шутом, что в него влюбилась Дива-Додола - богиня грозы и небесной влаги, жена Перуна. Отношения были весьма страстными. И на свет появился очаровательный мальчишка, «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке». Кроха получил имя Ярило. Как полагали славяне, 24 февраля Велес «сшибает рог Зиме» и приближает наступление весны.

 

Одно из наиболее поздних упоминаний Велеса встречается в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Теперь славянское божество выступает в роли предка сказителя Бояна.

 

 

Или так воспеть тебе, Боян,

Внук Велесов, наш военный стан…

(Перевод Николая Заболоцкого)

 

Тебе бы петь, вещий Боян, внук Велесов!

(Перевод Василия Жуковского)

 

Ой, Баян, ой, внук Велесов, это все ты нам пропел бы.

(Перевод Константина Бальмонта)

 

Вряд ли здесь идет речь о кровном родстве. Скорей, перед нами образ Бояна, имеющий истоки в язычестве. И если «внук» продолжатель искусства «деда», то Велес уже предстает богом песенного и поэтического творчества.

 

«Идол бысть Волос, бог скотов», - безапелляционно сказано в Киевском Синопсисе «О идолах Владимировых».

 

«Бог достатка и богатства, это хозяйственный бог», - трактовали крестьяне.

 

С приходом и распространением христианства народное почитание Велеса, благодаря звуковой близости имен, переносится на святого Власия, покровителя домашнего скота.

 

Языческое наследие на русской земле оказалось невероятно живучим, и в 1950-х годах появляется, так называемая, «Велесова книга» - сочинение, выдаваемое за текст IX века. В произведении излагается история славян, якобы идущая от их предков- ариев, до варяга Эрека, отождествляемого с Рюриком. Научное сообщество считает труд фальсификацией XX века. В наши дни ряд неоязыческих объединений считает Велеса верховным богом и покровителем мудрости.